— А каковы затраты на технологию?
— Стоимость самого беспилотника довольно высока, но, конечно, не сравнима, например, с комбайном. То есть, если вы знаете, где и как его использовать, то покупка вполне посильна и оправдана экономически. Если говорить об эксплуатационных расходах, то датчики, которые мы используем, достаточно «живучие». У нас они работают чуть больше года и еще не отказывали, но мы знаем примеры, когда они используются уже больше пяти лет, и все еще исправно работают.
Основные затраты —это ПО и серверная. Мы крупная компания, можем задействовать аппараты с существенной нагрузкой, поэтому решили не отдавать это на аутсорсинг, а брать в собственность, чтобы не зависеть ни от оплаты, ни от накладок у провайдера. И имеем поэтому всю историю, можем поднять карты полей, обработки культур и т. п. Это тоже важно. Если говорить о сотрудниках, то в общем для обслуживания нашего «воздушного парка», начиная с сервера, нужно 4–5 человек. Это максимум. Большинство из них —ИТ-специалисты, для которых работа с БПЛА —дополнительная нагрузка.
— Собираетесь ли вы дальше развивать это направление?
— Обязательно! Собираемся расти. Есть задача расчета выработки каждой единицы техники, хотим делать это в автоматическом режиме, чтобы отслеживать рабочее состояние всех агрегатов. Также планируем оказывать услуги хозяйствам, которые еще не вышли на наш уровень. Я уже говорил, что мы крупная компания, поэтому для нас приобретение БПЛА экономически оправдано, но есть небольшие предприятия, которым беспилотник в собственность просто не нужен, он обойдется слишком дорого, хотя услуги, которые он оказывает, периодически требуются. И использование БПЛА таким образом постепенно выводит хозяйство на новый качественный уровень. Мы можем оказывать таким компаниям услуги. Спрос есть, причем в самых разных регионах. Недавно у нас были заказчики даже с Алтая, где мы для одного сельхозпредприятия делали облет полей.
Лариса Никитина