Неслучайные случайности
Все случайности чем-то обусловлены, все они, в конечном итоге —наш выбор, который мы делаем, в соответствии со своим воспитанием, своими человеческими качествами, своими способностями. В теперь уже далеком 1947-м году мы —трое парней из города Татарска Новосибирской области, получив аттестаты, поехали поступать в институт в Омск. В какой институт, особо не задумывались. От вокзала ближе всего был медицинский. Зашли, там как раз шел ремонт, было грязно, неуютно —нам не понравилось. Следующий по маршруту —автодорожный: шумно, суетно —нет, не интересно. Приехали в сельскохозяйственный: цветы везде, зелень, сама обстановка какая-то приятная —разительный контраст. Решили, не раздумывая: все, поступаем сюда. Дело случая? Наверное. Но ведь могли бы позже разочароваться, уйти, однако —нет, оказалось —выбрали один раз и на всю жизнь. Видимо, были готовы, призвание где-то зрело, и вот именно здесь, в сельскохозяйственном институте в первые годы обучения проявилось окончательно.
Сегодня я могу уже с полным основанием говорить, что кукуруза —дело моей жизни. А началось все тоже вроде бы случайно. После института я работал главным агрономом Карасукской МТС. Там-то я и получил выговор от райкома партии за нарушение технологии возделывания кукурузы (в то время на кукурузу обращали очень пристальное внимание). Она, кстати, в нашей МТС была не лучше и не хуже других, но, видимо, в назидание остальным хозяйствам, сделали выговор нашей агрономической службе. Я очень переживал тогда. И позже, когда при содействии Новосибирского бюро обкома партии меня отпустили в аспирантуру Сибирского НИИ сельского хозяйства (СибНИИСХоз), научным руководителем моим стал Борис Иванович Герасенков, блестящий ученый, который занимался, представьте себе, кукурузой! Под его началом я проводил скрещивания сортов, выращивал и сравнивал разные гибриды кукурузы. В общем, увлекся. Да и невозможно было не увлечься, ведь это поистине удивительная и уникальная культура.
Те, кто всегда с нами
В жизни мы встречаем множество людей, но есть такие, кого мы несем в своем сердце всю жизнь. Те, кто становится нравственным императивом наших поступков и решений.
Мой отец Семен Михайлович — сибирский казак, хлебопашец, из тех, о ком говорят «соль земли», и мать Евгения Анисимовна вырастили и воспитали восьмерых детей. Все они стали уважаемыми и достойными людьми.
Один из моих старших братьев, Павел Семенович, в 1943 году погиб на Украине, в Ворошиловоградской области.
Мой научный руководитель Борис Иванович Герасенков, человек, который превратил мой интерес к кукурузе в любовь всей жизни.