— Почему в России не развиваются небольшие крестьянские хозяйства, большинство из которых сейчас называются ИП? Одна из основных причин —несовершенное законодательство, касающееся, в частности, сельскохозяйственного налога, который выплачивается по ставке 6%. В первую очередь нужно разграничить понятие «индивидуальный предприниматель», ведь сейчас у нас называться ИП может и небольшое крестьянско-фермерское хозяйство, и хозяйство-гигант с десятками тысяч гектаров земли, огромным поголовьем скота, большим штатом работников и техническими мощностями. При этом система налогообложения одинакова и для крупного хозяйства, и для маленького. Но для небольших хозяйств она неприемлема, потому что они работают сезонно и не могут круглогодично содержать собственного бухгалтера. Поэтому я считаю, что статус ИП должны иметь только небольшие хозяйства, и к ним должна применяться упрощенная или патентная система налогообложения. Ставка налога при этом должна зависеть от вида деятельности предприятия.
Что сейчас происходит? Прибыль, с которой берется сельхозналог, можно уменьшить, включив в затраты все, что только можно, вплоть до того, что прибыли практически не остается, потому что закон позволяет это делать. Но государству нужны деньги и ему приходится искать эту прибыль, чтобы взять с нее налог, устраивая проверки с выемкой документов (у меня такая проверка шла почти полгода), а в результате выдать бумагу о правомерности затрат. Но в процессе проверки начинают выяснять такие подробности, касающиеся, к примеру, запчастей на трактор, выясняют, почему они столько стоят, кому была поставлена продукция и т. д. Если по недосмотру в реализацию не поставили хоть одну накладную, то начинаются штрафы. Эта ситуация заставляет нервничать глав ИП, у которых нет своего бухгалтера, потому что они боятся сделать ошибку. Я считаю, что этого быть не должно. Сложная бухгалтерия и проверки отвлекают фермера от работы и тормозят развитие бизнеса. У меня в кабинете только по затратам за год скапливается 4 папки документов, есть папки по реализации, пенсионного фонда, банка, с которым я работаю, производственная папка. И я должен все это хранить пока меня не проверят. Но фактическая прибыль в маленьких хозяйствах небольшая, и наверняка не стоит государственных затрат на ее проверку.
Как разобраться в бухгалтерии простому сельскому жителю, который захотел стать фермером? Он может работать, платить налоги, но не может вести такую бухгалтерию, и в результате бросает этот бизнес. От упрощения налогообложения малого бизнеса (именно малого) выиграло бы и государство, так как не осталось бы лазейки для обмана по увеличению затрат, и не нужно было бы содержать такой штат налоговых сотрудников для проверки фермеров. При этом государство получало бы свой налог, возможно, даже больший, чем сейчас. Выиграл бы и малый бизнес, так как не нужно было бы собирать кучу бумаг и чеков для подтверждения затрат, вести сложную бухгалтерию, а главное не нужно было бы жить в страхе ожидания проверок, а спокойно трудиться. Я бы взял патент для выращивания семян, доказал свою состоятельность и работал бы, не отвлекаясь на проверки. Нужно не только по телевизору говорить, что пора перестать «кошмарить бизнес», но и на деле дать людям возможность спокойно работать и платить налоги.