УРАЛЬСКИЙ ФО
КФХ Сергея Дмитриева. Опыт получения хорошего урожая на тяжелых почвах
Небольшое фермерское предприятие располагает 1500 гектарами земли, на которой выращиваются пшеница и горох. В 2017 году Сергею Дмитриеву удалось получить по этим культурам урожайность 37 и 40 ц/га.

Из материала вы узнаете:

  • Какие сорта демонстрируют наиболее высокую урожайность в климатических условиях Урала?
  • В чем преимущества выращивания урожая под заказ сторонней компании?
  • Какая технология обработки почвы показала лучший результат?

Сергей Дмитриев (слева) и экс-губернатор Тюменской области, министр строительства и ЖКХ России Владимир Якушев
Крестьянское (фермерское) хозяйство Сергея Георгиевича Дмитриева из деревни Кашевская — одно из старейших в Омутинском районе Тюменской области. На протяжении многих лет оно является одним из лидеров фермерского движения. Хозяйство занимается выращиванием пшеницы и гороха и, несмотря на тяжелые почвы, добивается хорошей урожайности. Своим опытом в производстве этих культур и ведении агробизнеса с журналом «Аграрная политика» поделился глава КФХ Сергей Георгиевич Дмитриев.

— Сергей Георгиевич, расскажите, с чего начиналось и как развивалось ваше крестьянское хозяйство?

— С сельским хозяйством связана вся моя жизнь. После окончания СПТУ я работал трактористом, 5 лет трудился агрономом в совхозе «Факел», после чего еще 5 лет был управляющим на отделении. В 1993 году начался развал хозяйств и одновременно стало пропагандироваться фермерское движение. Мне захотелось попробовать себя в новом деле, я вышел из совхоза и организовал крестьянское хозяйство на 28 га земли. Кроме земли, мне выдали сломанный трактор, а остальную имущественную часть дали соломой, бревнами и другим мусором —тогда навстречу фермерам никто не шел, директора совхозов были против фермерского движения.

Через 3 года работы мне дали в аренду еще 150 га земли, и стало полегче, на вырученные деньги смогли купить старую технику. Позже на базе совхозной фермы выделился СПК «Кашевской» и меня пригласили на должность руководителя. Три года я одновременно возглавлял СПК и работал на своей земле. Но, к сожалению, не все работники СПК хотели трудиться с полной отдачей. Так работать было нельзя, и я оставил пост директора, а вскоре СПК развалился. Некоторые мелкие крестьянские хозяйства в то время тоже разваливались. Многие пайщики приходили ко мне с просьбой забрать их земельные и имущественные паи, я выкупал их в течение нескольких лет. Сейчас у меня в обработке 1500 га земли, которые ограничены с одной стороны глухими лесами, а с другой —реками и железной дорогой.
Тюменская область,
Омутинский район

Климат района континентальный, входит в зону с умеренно-теплым, умеренно-увлажненным климатом. Среднегодовая сумма осадков — около 400 мм. Почвы в хозяйстве Сергея Дмитриева тяжелые — суглинок, смешанный с черноземом


— Кто работает в вашем хозяйстве?

— В хозяйстве трудятся 7 человек и я. Работают два сына —младший на тракторе и комбайне, старший —инженер-механиком, а дочь —бухгалтером, остальные сотрудники наемные. Сейчас дети взяли на себя всю тяжелую работу, а мне оставили общее руководство. Поэтому теперь основное время занимает работа с бумагами, и ее не меньше, чем в поле. Объем бумажной работы все время увеличивается.

— Какие культуры выращиваются в вашем хозяйстве и какой севооборот применяется?

— Мы выращиваем две основные культуры —это пшеница, которая занимает 70–75%, и горох —25–30%. Севооборот у нас трехпольный, поэтому обязательно оставляем под пары до 35% пашни. В 2018 году посеяли пшеницы чуть поменьше, чем обычно, так как 230 га засеяли овсом под заказ семеноводческой компании ООО НПП «Старт». Специалисты выдали мне семена, контролировали его выращивание и сразу же после уборки забрали урожай. Я и раньше иногда выращивал семена гороха для других хозяйств, то есть предоставлял площади и услуги по производству.
биографическая справка
Сергей Георгиевич Дмитриев родился в Тюменской области. После окончания СПТУ работал трактористом, 5 лет трудился агрономом в совхозе «Факел», после чего еще 5 лет был управляющим на отделении. В 1993 году вышел из совхоза и организовал собственное фермерское хозяйство
— Какие почвы преобладают в хозяйстве и по какой технологии проходит их обработка?

— У нас тяжелые почвы —суглинок, смешанный с черноземом. Я даже отошел от вспашки отвальными плугами, потому что при этом образуются огромные глыбы, которые ничем не разобьешь, да и плуги не выдерживали и ломались. Поверхностную обработку на таких почвах тоже делать бессмысленно. Наши тяжелые заплывающие почвы можно только рыхлить чизельными плугами. В нашем хозяйстве для этого есть алтайский «Алмаз».

Мы работаем по классической технологии, другая для нашей почвы не подходит. Несколько лет назад в соседнем Заводоуковском городском округе предприятия применяли и пропагандировали No-till, но сейчас я вижу, что и там от этой технологии отказались и пашут. Осенью мы пашем чизельным плугом и подбараниваем, если есть возможность, весной бороним и посевным комплексом «Кузбасс», агрегатируемым с трактором К‑744, сразу сеем, вносим удобрения и культивируем. Посевной комплекс у нас уже 11 лет, как и «Кировец», и со своей работой справляется. Он не так сильно копирует нашу тяжелую почву, и когда проходит, то комочками выворачивает землю, но так как он землю еще и подрезает, то кладет зерно на подошву ровно. Следом за ним пускаем комбинированные бороны с катками для выравнивания почвы, чтобы было потом удобнее обрабатывать и убирать поля, и техника не «прыгала».
— Где вы приобретаете семенной материал и какова норма высева на гектар?

— В семеноводческих хозяйствах Тюменской области покупаем элиту, после этого 4–5 лет сеем свои семена этих сортов, так как у меня пшеница одного сорта и горох, они между собой не перемешиваются и долго не засоряются. Сейчас в производстве используется пшеница сорта Новосибирская‑31, а горох —Агроинтел или Ямальский, они похожи. Норма высева для пшеницы — 7 млн на гектар, а гороха —1,5 млн.

— Как выбираете сорта для производства?

— Если меня заинтересовывает что-то новое, то сначала я испытываю это на одном поле, чтобы понять, подходит ли новинка для моей земли. Также поступаю с новыми сортами: 1–2 года сею, и если сорт нравится, то беру в производство, а если нет, то избавляюсь от него. Новые сорта проверяем регулярно, тем более что рядом есть Государственная сортоиспытательная станция, где выращиваются сорта со всей России, и можно на них посмотреть. При выборе сорта в основном, конечно, обращаю внимание на качество, так как мы стараемся выращивать хорошее продовольственное зерно, а не фуражное.

— Вносите ли удобрения на поля и в каких объемах?

— Лет 10 назад, когда соотношение стоимости тонны продовольственного зерна, ГСМ и удобрений было примерно одинаково, под пшеницу вносили азотных удобрений до 2,5 ц/га. Сейчас разница в стоимости этих товаров значительная, причем не в пользу пшеницы, поэтому норму внесения удобрений снизили до 1 ц/га. Правда, так как в 2017 году был большой урожай и вынос питательных веществ увеличился, в 2018 году мы внесли по 1,5 ц/га. Под горох вносим нитроаммофоску 1 ц/га. Удобрения уже много лет приобретаем у тюменского дилера —компании ООО «АгрохимЦентр», ее специалисты всегда могут подсказать, какие удобрения лучше взять. Для меня важно, чтобы удобрения не слеживались, не пылили и не забивали сеялки.
— Применяете ли вы средства защиты растений, пробуете ли новые препараты?

— У нас присутствуют практически все сорняки, поэтому обязательно проводим обработку гербицидами. Мы много лет работаем с фирмой ООО «Агропром-Агро», и когда на рынке появляются новинки СЗР, то компания часто дает нам новый препарат на 20–40 га, чтобы на практике посмотреть, как он работает и стоит ли своих денег. Мы уже второй год проводим две обработки СЗР за сезон: первую — против сорняков в стадию кущения, а вторую —по флаговому листу против блошек и других вредителей и от болезней растений.

В прошлом году пробовали новый комбинированный препарат «Зетта + Селектор» для гороха, потому что тот, что мы использовали ранее, очень дорогой, а у нас появился злостный сорняк —гречишник. Против него и на ранней стадии плохо работают простые препараты, а потом он вырастает и начинает виться, из-за чего горох ложится и его очень трудно убирать. «Зетта + Селектор» с этим сорняком очень хорошо справился. Для опрыскивания СЗР используем прицепной опрыскиватель ОПШ‑2000 с шириной захвата 24 м с итальянским оборудованием.

— Большой ли у вас тракторный парк и где ремонтируете имеющуюся технику?

— Тракторный парк состоит из основной машины К‑744 Р2, которой уже 11 лет, и двух тяжелых тракторов Т‑150 (одному 4 года, а другой купили в 2018 году). Из вспомогательных есть два «Беларуса» и три очень стареньких Т‑150, которые используем на весеннем бороновании. У нас есть мастерская, где мы сами делаем ремонт двигателей, коробок и т. д. Мой старший сын —инженер-механик, и мы уже работаем столько лет, что на этой технике руку набили и никаких сложностей с ремонтом не испытываем. У нас техника содержится в отличном состоянии, никто, например, не верит, что нашему «Кировцу» уже 11 лет.
ПАРК ТЕХНИКИ и ОБОРУДОВАНИЯ
Обработка почвы:
плуг «Алмаз»
Посев: «Кузбасс»
Опрыскивание: ОПШ-2000
Тракторы: К-744 Р2, пять тракторов Т-150, два «Беларуса»
Уборка: «Дон» и два «Палессе»
Сушка: С-20

Трактор «Кировец» работает без нареканий уже 11 лет
— Какой урожайности удалось добиться и какая техника работает на уборке?

— 2017 год для нас был очень удачный, мы собрали большой урожай: показатели по гороху были 40 ц/га, а по пшенице —37 ц/га. В 2018 году урожайность поменьше, пшеница, убранная с 250 га, дала 35 ц/га. На уборке работает комбайн «Дон» (ему уже лет 13) и два «Палессе», которым по 5 лет.

— Как вы добиваетесь высоких показателей урожайности?

— Я считаю, что нужно соблюдать севооборот и обязательно применять пары. Сею пшеницу по парам и после гороха, а горох уже после пшеницы. К своей земле нужно приноровиться, правильно ее обрабатывать. Я пробовал как-то проводить осенью только поверхностную обработку и летом сразу стало понятно, что мне эта технология не подходит —нашу почву обязательно нужно хорошо рыхлить.

— Есть ли у вас в хозяйстве сушильное оборудование?

— Первую сушилку мы приобрели в 2001 году, когда начались проблемы с местным ХПП. Это было небольшое оборудование производительностью 10 т/ч новосибирского производства. Урожай частично сушили на нем, частично помогал ХПП. А начиная с 2014 года урожаи стали расти, влажность во время уборочной повысилась, и мощности этой сушилки стало не хватать. Поэтому в 2017 году мы приобрели еще одну сушилку шахтного типа С‑20 производства кировской компании ЗАО «Агропромтехника». Эта сушилка модульная и мы сами смогли ее собрать, а на пусконаладочные работы пригласили электрика. Работаем с ней уже второй год. Если бы монтажные и пусконаладочные работы проводила специализированная компания, то пришлось бы заплатить дополнительные деньги, а мы смогли сэкономить. В 2017 году сушилка нас очень выручила, так как урожай был большой, а влажность высокая, и нам пришлось обе сушилки задействовать параллельно. В 2018 году влажность меньше, и мы справлялись одной сушилкой, но совсем не сушить зерно не получается. Наши поля находятся в лесу и плохо продуваются. При влажной погоде зерно не сохнет.
ОСТРАЯ СИТУАЦИЯ
Наш больной вопрос это подъездной путь к зерноскладу. При советской власти там был положен асфальт, с тех пор за 45 лет его ни разу не ремонтировали и ездить по нему абсолютно невозможно. У нас ремонтируют только федеральные дороги, а до районных никому нет дела

— Где вы храните убранный урожай?

— Для хранения урожая у меня есть два зерновых склада арочного типа 20х60 м, но, например, в 2017 году урожай был больше обычного, и площади хранения не хватило. Пришлось излишки продавать с колес.

— Сергей Георгиевич, цены на зерно в России очень нестабильные. Как вы планируете расходы в хозяйстве в такой ситуации и есть ли планы по модернизации производства?

— Я никогда не «шагал широко», а всегда жил по своим средствам. После сбора урожая подсчитываю его стоимость по минимальной цене, чтобы не ошибиться, и исходя из этого рассчитываю, что могу себе позволить купить. Технику покупаю иногда в лизинг на 2–3 года, а что-то на свои средства. Если дают льготные кредиты, то, конечно, беру для подстраховки, чтобы не искать лишние деньги. В прошлом году пришлось много зерна сушить, а это большой расход солярки, и льготный кредит меня подстраховал. Сейчас техника у нас в хозяйстве хорошая, а вот в будущем хочется модернизировать зерносклад.
Елена Паркани
ПРОБЛЕМЫ АПК
Очень мешают работать различные проекты, как, например, «Антикоррупционная хартия российского бизнеса». Мы присоединились к ней, а теперь от нас требуют разработать методы, правила и программы противодействия коррупции. Зачем нам это нужно? В нашем хозяйстве 7 человек, а я теперь должен их обучить, собрать подписи, составить документы. При этом своего юриста у нас нет, значит его нужно нанимать, а это дополнительные расходы. А если я этого не сделаю, угрожают лишить субсидий "
Сергей Дмитриев
глава КФХ

Возможно, один совет данной статьи
поможет сэкономить вам серьезные ресурсы.

Если у вас оформлена подписка для продолжения чтения введите ваш номер мобильного телефона.


8


Еще не подписчик?

СВЕЖИЙ НОМЕР В ПОДАРОК!