Дальневосточный ФО
Колхоз «Южный»:
трудности работы
на Дальнем Востоке

Колхоз «Южный» занимается производством сои и зерновых в Амурской области. Ежедневно сельхозпредприятие сталкивается с такими же трудностями, как и многие хозяйства России, правда, еще и суровый дальневосточный климат добавляет проблем аграриям. В разговоре с корреспондентом «Аграрной политики» председатель колхоза «Южный» Юрий Воронин рассказал о реалиях работы и высказал мнение об острых вопросах в сельском хозяйстве и предложил пути решения.
Юрий Юрьевич Воронин, председатель колхоза «Южный»
— Юрий Юрьевич, сколько сейчас в колхозе пахотной земли? Сколько человек работает на предприятии и обеспечены ли вы специалистами в полной мере?
— Сейчас в хозяйстве 5000 га земли, из них 1000 га — собственность пайщиков, остальная земля арендуется у района и области, за что ежегодно мы платим около 200 тыс. рублей арендной платы, а правительство раздает гектары бесплатно. Может, стоит подумать об освобождении от арендной платы местных сельхозпредприятий? 60% посевов занимает соя, 30% — зерновые (фуражная пшеница и овес), и 10% — гречиха. Из-за нехватки людей мы сейчас занимаемся только растениеводством. В колхозе работает 30 человек, и таких специалистов, как инженер, механик, агроном у нас нет. Не хватает даже специалистов более низкого звена, таких как водитель категории с прицепом или комбайнер. Увеличиваем рабочие нагрузки на сотрудников, а нагрузку по специалистам беру на себя. Периодически выезжаем на семинары, которые проводят ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт сои» в Благовещенске и фирмы по производству СЗР.
Биографическая справка
Юрий Юрьевич Воронин родился в селе Прядчино Амурской области. В 1982 году поступил в военное училище ДВОККУ, которое окончил в 1986 году. Воин-интернационалист. В 1991 году уволился из рядов вооруженных сил и вернулся с семьей в родные места. В 1992 году занялся фермерским хозяйством, построил дом в селе Свободное, а в 2011 году был избран председателем колхоза «Южный». Является депутатом Архаринского районного Совета народных депутатов шестого созыва.
— Как, на ваш взгляд, можно было бы привлечь специалистов на село?
— На территории Амурской области проживает около 700 тыс. человек, из них 400 тыс. — это пенсионеры. 10–15 лет назад население нашей области составляло около 1 млн 250 тыс., то есть отток населения происходит постоянно, особенно из сел. Человек, проживающий в сельской местности, всегда работает в две смены: первую — на производстве, и вторую — в домашнем хозяйстве (ухаживает за скотиной, работает в огороде, носит воду, топит печь — то, чего не делают горожане). Люди, живущие на селе, работают физически больше, чем городские жители.
Кроме того, условия жизни на западе России и Дальнем Востоке в силу климата сильно отличаются. Чтобы привлечь сюда людей, нужно уменьшить обязательный трудовой стаж для трактористов-машинистов, комбайнеров и других категорий населения, проживающего в сельской местности с суровыми климатическими условиями в регионах Сибири и на Дальнем Востоке. Когда я говорю людям о том, что им нужно зарабатывать пенсию, мне отвечают, что они до нее могут и не дожить. А если работники будут уверены, что смогут воспользоваться пенсией, то будут требовать и белую зарплату, и пенсионный стаж. И тогда прекратится отток людей из деревни в город, а с Дальнего Востока на запад. Если такая система заработает, то, может быть, наконец пойдет приток людей к нам, как раньше ездили на Север зарабатывать стаж и пенсию. Также необходимо пересмотреть налогообложение, т.е годовую зарплату менее 500 000 рублей не облагать подоходным налогом. Тогда будет возможность добавить реальные деньги к заработной плате сотрудников сельхозпредприятий.
Кроме того, важно приучать людей работать, особенно молодежь. Молодые люди не имеют представления о сельском хозяйстве вообще. Считаю, что СМИ должны популяризировать сельскую жизнь, рассказывать о труде на земле, показывать успешные примеры.
Амурская область,
Архаринский район
Климат Архаринского района умеренно-влажный. Средняя температура января –26,7 °C. Средняя температура июля +20,7 °C. Годовое количество осадков составляет 685 мм.
справка
Поля колхоза «Южный» расположены в Архаринском районе Амурской области. Когда-то в этих местах был совхоз «Домиканский», и работало в нем 350 человек из 8 сел, но в 90-х годах предприятие несколько раз меняло название и форму организации. В 2001 году жители четырех сел Домикан, Свободное, Казановка и Новоспасск, которые еще хотели работать в сельском хозяйстве, вложили свои земельные и имущественные паи и образовали колхоз «Южный» с центральной усадьбой в Новоспасске. В настоящее время колхоз занимается производством зерновых, сои и гречихи. В 2011 году председателем выбрали Юрия Юрьевича Воронина.
— Расскажите, какие сложности есть в работе в сельском хозяйстве на Дальнем Востоке?
— Климатические условия Дальнего Востока и Центральной России сильно отличаются. В Краснодарском крае естественная урожайность зерновых составляет 40 ц/га, а, вкладываясь в технологии и СЗР, можно получить и 80–90 ц/га. У нас же, чтобы получить 20–30 ц/га нужно хорошо потрудиться. Сельское хозяйство Дальнего Востока и Центральной России не могут конкурировать и по рынкам сбыта. Условно говоря, в западной части России на 1 км2 проживает 100 человек, а на Дальнем Востоке на 100 км2 —1 человек, и ему нужно эту продукцию еще доставить. Увеличивается амортизация техники и ремонт, если на Урале деталь для машины стоит 50 рублей, то та же деталь на Дальнем Востоке будет стоить уже 250 рублей. Все это сказывается на себестоимости продукции и рентабельности производства. Одним словом, мы находимся заведомо в неравных условиях.

— По какой технологии вы обрабатываете землю?
— Технология обработки смешанная, стараемся работать по безотвальной технологии, проводя только дискование, применяем и No-Till. Но так как почвы у нас «тундровые», образно говоря, то раз в 3–4 года 30% площади мы перепахиваем, иначе нарушается дренаж, и почва заболачивается.
Проблемы АПК
У нас два несчастья — большой урожай и неурожай, поэтому в сельское хозяйство нужно частично вводить планирование. Я предлагал сделать за 10 лет выборку средней урожайности сои по всем районам области и подсчитать рентабельность. В 2017 году себестоимость сои была в зависимости от района от 16 до 20 рублей при закупочной цене 18 рублей, то есть прибыль составила или ноль, или минус. Чтобы этого не происходило, нам нужен госзаказ, какое количество зерна производить. Тогда фермер будет знать, сколько он сможет сдать продукции государству и получить справедливую цену, а то, что вырастит сверх этого, может реализовать по своему усмотрению
В парке комбайнов — белорусские «Полесье»
— Ваша основная культура — соя, расскажите о технологии ее выращивания?
— Так как у нас немного зерновых культур, то до трех лет мы сеем сою по сое, и за этот период постепенно замещаем ее зерновыми, залежью или парами. Каждый год оставляем 15–20% пашни под сидеральные пары с разнотравьем, а 10–15% — под чистый пар. Весной боронуем обработанную с осени зябь и вносим гербициды, такие как Дифилайн производства ЗАО «ФМРус», после чего сеем протравленные семена. Семена обрабатываем препаратом ТМТД-плюс производства ЗАО «Агрозащита» и Борогум производства ООО НВП «БашИнком». В прошлом применяли Альбит или Зеребра, но по экономическим соображениям от них отказались. По опыту использования могу сказать, что биологические препараты дают реальную прибавку к урожаю где-то 3–4 ц/га, а себестоимость у них пока не очень высокая. Поэтому применять их экономически выгодно, но они бывают разные и срабатывают не каждый год.
О повышении зарплат
Сельское хозяйство — единственная отрасль, в которой могут падать цены. Я как депутат поднимаю такой вопрос на сессиях: как можно увеличить заработную плату аграриям? На ГСМ и энергоносители цены выросли, это вызвало повышение цен на удобрения и СЗР, а цена на сельхозпродукцию упала. В советские времена комбайн стоил 6000 рублей, а автомобиль «Жигули» — 5000 рублей; сегодня автомобиль стоит 500 тысяч, а комбайн — уже 6–7 миллионов. Почему разница в цене увеличилась в разы? Килограмм топлива стоил 5–7 копеек, а соя — 40–60 копеек, то есть за 1 кг сои можно было купить 8–10 кг дизельного топлива. Сегодня же соя стоит 18 рублей, а солярка — 45 рублей. Как со всеми минусами может получиться плюс? Мне отвечают, что нужно улучшать производство, повышать качество. Мы бы с удовольствием это делали, но ведь это тоже требует затрат, как и обновление тракторного парка. Так с каких доходов можно поднять зарплату?
— Где приобретаете семена для посева и какие сорта используете?
— В Благовещенске работает Всероссийский научно-исследовательский институт сои, который предлагает довольно большой выбор семян. Кроме того, сейчас в области много семеноводческих хозяйств. При выборе сорта нужно учитывать, что вегетация в наших условиях составляет в пределах до 110 дней — это соответствует среднеспелым и скороспелым сортам. Позднеспелая соя у нас не вызревает, так как за последние лет пять климатические условия изменились, сроки сева и уборки сдвинулись почти на месяц. Стараемся приобретать коренные сорта и приближенные к основному производителю сои — Китаю. Например, сорт Даурия, он к тому же еще и устойчив к полеганию.

— Какую технику используете на севе и как обрабатываете посевы?
— Сеем нашими проверенными сеялками СЗП, купили новую большую сеялку СЗП‑5,4. Глубина заделки сои составляет 5 см, техника ее выдерживает точно. Также используем стерневые сеялки «Омичка». Посевного комплекса у нас пока нет, но есть планы по его покупке.
По вегетации мы делаем обработку от сорняков (наиболее распространен на наших полях пырей) и вносим дополнительно в баковую смесь подкормку. Раньше мы в основном применяли сухие азотные удобрения для того, чтобы дать импульс росту семян, а фосфорные и калийные — чтобы образовалось зерно. Сейчас переходим на жидкостные удобрения, делаем подкормку по листу. Для этого у нас есть три старых опрыскивателя ПЖУ и новый ОП‑3000 производства «Казаньсельмаш» с шириной штанг 21 м.
О развитии
сельхозмашино-
строения
Нужно обновлять тракторный парк, сейчас у нас всего один крупный тракторный завод — ПТЗ, а на такую большую страну нужен десяток таких заводов, и размещаться они должны во всех регионах. Белоруссия гораздо меньше России, а линейка тракторов у них огромная. С комбайнами ситуация такая же. Нужно вкладывать деньги в производство сельхозтехники, чтобы развивать экономику
— Как убираете урожай?
— Уборка урожая начинается обычно 4–5 октября. В парке комбайнов — белорусские «Полесье», а также держим старенькие гусеничные «Енисеи» на случай сильного переувлажнения. В прошлом году урожайность по сое была невысокая — 12 ц/га. Навигационные системы мы не применяем, так как у нас много мелкоконтурных полей по 15–30 га.

— Пользуетесь ли услугами сервисных служб для ремонта техники?
— Обращаемся к сервисным службам, пока техника на гарантии. Честно говоря, в нашей стране сервис очень дорогой, а качество работы очень низкое. К тому же цены на запчасти все время значительно растут, хотя с экранов телевизоров говорят, что инфляция составляет только 2%. Мой личный пример: в позапрошлом году на комбайны «Полесье» топливный насос стоил 46 тыс. рублей. В 2017 году у трех комбайнов насосы вышли из строя, а цена на них поднялась до 74 тыс.

— Как сушите собранный урожай и есть ли у вас помещения для его хранения?
— Для зерновых используем советскую напольную зерносушилку на дизельном топливе, а сою сушить не требуется. Также у нас есть зернохранилище, и каждый год своими силами мы строим дополнительные, потому что такой склад-ангар обходился в пределах 1 млн рублей, а аналогичный, возведенный сторонней фирмой, — уже в 3–4 млн рублей. Урожай сои реализуем на благовещенский маслоэкстракционный завод «Амурский».
Я всегда думаю, как донести до президента реальную информацию о положении дел в сельском хозяйстве Дальнего Востока. Для этого нужно сделать простую вещь — хотя бы раз в год собирать совещание именно с производителями, только эти люди могут назвать реальные проблемы в их отрасли и пути их решения, а не чиновники, которые будут рапортовать, что все хорошо
Юрий Юрьевич Воронин
председатель колхоза «Южный»
Дотации и кредитование
Крестьяне везде одинаковы, а их труд отличается из-за с климатических, технических условий и отношения государства к сельскому хозяйству. Например, в Германии дотации выделяются на гектар используемых площадей, а у нас мало того, что таких дотаций нет, так мы должны еще и заплатить налог на землю. На Дальнем Востоке субсидирование не доходит до небольших производств, тормозя их развитие, в то время как весь мир работает на мелкотоварном производстве. Себестоимость продукции мелкотоварного производства всегда ниже, чем в крупных агрохолдингах, потому что на небольшом предприятии один человек выполняет сразу несколько функций.
Льготные кредиты получают единицы, потому что, во‑первых, они лимитированы, во‑вторых, чтобы его получить, сельхозпредприятие должно проработать не менее 3 лет, а как оно должно кредитоваться первые три года? В итоге получается, что мы поддерживаем банки, а не сельхозпроизводителя. Нужна адресная поддержка либо на гектар использованных площадей, либо на килограмм всей реализованной продукции в РФ. В 2012 году у нас произошла такая ситуация: нам предложили приобрести комбайны «Полесье», стоимость которых была в пределах 3,5 млн рублей, но так как их субсидировали, то цена выросла до 7 млн. Нам обещали, что 50% стоимости будет субсидировано из регионального бюджета Амурской области. Субсидии выдали только за первый год, а в 2013 году случилось наводнение, и региональное руководство развело руками — денег нет. В итоге мы до сих пор выплачиваем за эти комбайны, купленные за 7 млн, хотя реальная их цена была 3,5 млн.
В России сервисное обслуживание техники
очень дорогое, считает Юрий Воронин
— Но ведь недалеко от вас проходит граница, не выгоднее ли вам продавать сою в Китай?
— В этом году у нас было перепроизводство сои, и китайцы не поднимали закупочные цены, то есть конкуренции нашим трейдерам не составили. Амурская область производит в год порядка 1300–1400 тыс. т сои, а Китай закупает порядка 80 млн т. Хотя мы не можем обеспечить большие поставки, качество нашей сои намного выше, чем у крупных стран-поставщиков. Мы не выращиваем ГМО-сорта, как в США или Аргентине, наша продукция экологичнее.

— Юрий Юрьевич, поделитесь планами на будущее?
— В 2016 году у нас случился страшный ураган, какого не помнят даже старожилы. На 10 объектах сорвало крышу вместе со стропильной системой, а на полях побило градом около 80% урожая. Мы все восстановили, и прошлый год рассчитывали сработать с плюсом в 10 млн, а в связи с тем, что упала цена на сою, нашу основную экономическую культуру, мы вышли в минус 5 млн. Сейчас нужно пережить этот год и посмотреть, что будет дальше, как будет меняться ценообразование, кадровая политика и рынки сбыта. Задача сельхозпроизводителей — производить продукцию, а государство должно у нас ее закупать по достойной цене. Сельское хозяйство — стратегическая отрасль наравне с оборонным комплексом, медициной и образованием. Население должно каждый день потреблять качественные и доступные по цене продукты, так как от цен на продовольствие зависит социальная стабильность в обществе, а об этом должно заботиться правительство.
Елена Паркани, фото: arh-adm.ru
Меняем АПК к лучшему!
Редакция журнала «Аграрная политика» разработала комплекс предложений для органов власти, направленных на решение проблемных вопросов, обозначенных Юрием Ворониным. Мы надеемся, что публикация о колхозе «Южный» действительно вызовет дискуссию в профессиональном сообществе и будет способствовать выработке решений.
ПРЕДЛАГАЕМ:
1
Министерству труда и социальной защиты совместно с Министерством сельского хозяйства
создать комиссию для анализа эффективности отраслевых решений, касающихся нижнего порога предела выслуги лет для отдельных категорий граждан, дающего право на пенсионное обеспечение в целях устойчивого обеспечения квалифицированным кадровым составом предприятий агропромышленного комплекса всех форм собственности.
2
Аграрному комитету Государственной Думы РФ
рассмотреть возможность создания законопроекта для широкого публичного обсуждения «О пенсионном обеспечении лиц, занятых в сельском хозяйстве, проживающих в сельской местности с суровыми климатическими условиями в регионах Сибири и Дальнего Востока».
3
Министерству сельского хозяйства РФ
совместно с заинтересованными организациями провести обсуждение вопроса эффективности введения механизма квотирования производства сои на территории Дальнего Востока с учетом зарубежного опыта квотирования производства сельхозпродукции.
4
Со стороны Министерства сельского хозяйства РФ
усилить контроль и усовершенствовать механизм льготного кредитования в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы для обеспечения упрощения порядка получения кредитов по льготной ставке малыми формами хозяйствования.
5
Министерству связи и массовых коммуникаций
Министерству связи и массовых коммуникаций разработать комплекс дополнительных мер, направленных на расширение доступа к сети интернет для сельскохозяйственных предприятий регионов Дальнего Востока, создание достойной конкурентной среды в сельских территориях.

Возможно, один совет данной статьи
поможет сэкономить вам серьезные ресурсы.

Если у вас оформлена подписка для продолжения чтения введите ваш номер мобильного телефона.


8


Еще не подписчик?

СВЕЖИЙ НОМЕР В ПОДАРОК!