Михаил Самусь:
— В настоящее время, чтобы создавать современные гибриды хоть кукурузы, хоть подсолнечника, нужно широко использовать достижения генной инженерии, молекулярной биологии, биохимии, геномной селекции. В этих вопросах мы прилично отстаем. Кроме этого, для ускорения селекционной работы нужны селекционные питомники в Южном полушарии, чтобы получать данные полевых опытов два раза в год. Все это требует большой организационной работы и резкого увеличения затрат на научно-исследовательскую и селекционную работу. В настоящее время (с 2017 года) Министерство сельского хозяйства стало выплачивать субсидии за выращивание родительских форм. Эти деньги действительно оказывают поддержку селекционно-семеноводческим фирмам, но их для решения поставленных задач недостаточно. Некоторые селекционно-семеноводческие компании, как, например, ООО «Агроплазма» получают поддержку и в рамках проекта «Сколково». Но этого тоже мало. Нужно учитывать, что зарубежные селекционные компании тратят на создание современных гибридов принципиально другие деньги (в десятки, сотни раз больше). Чтобы не отстать при значительно меньших затратах, нужно работать в нескольких направлениях.
Во-первых, создать устойчивые, эффективные «коммуникации» между отечественными биотехнологическими компаниями, институтами, работающими в области генной инженерии, и селекционными компаниями, которые непосредственно ведут селекционную работу.
Во-вторых, в разы увеличить количество полевых испытаний и затраты на селекционную работу с использованием современных методов генной инженерии и т. д. Источниками финансирования может быть государственная поддержка через предоставление специальных грантов, а в условиях объективных ограничений, связанных с бюджетом, необходимые финансы можно получить, ограничив присутствие на рынке иностранных семян (кукурузы и подсолнечника) в количестве не более 20% от общего объема рынка. При увеличении рынка сбыта отечественные селекционно-семеноводческие предприятия за счет повышения объемов продаж смогут направить больше средств на селекцию и оплату исследований у биотехнологических компаний. По нашему мнению, квота 20% для импортных семян оптимальна для сохранения конкуренции с зарубежными компаниями. При этом отечественные компании получат дополнительные финансовые средства для своего развития и селекционной работы, а в случае введения санкций недостающий объем сразу же может быть быстро восполнен.
В-третьих, при анализе состояния рынка семян отечественными семенами необходимо считать только тот материал, который произведен в России с уровнем локализации более 65% (по аналогии с автомобилестроением и с/х машиностроением).
Наконец, особое внимание стоит уделить проблеме подготовки кадров селекционеров. В настоящее время средний возраст ведущих ученых в области кукурузы и подсолнечника составляет более 65 лет. Если ситуацию в этом вопросе не изменить, то через 5 лет мы потеряем существующие селекционные школы по этим культурам. Это очень важный вопрос, который решить можно только путем принятия комплекса мер при участии нескольких министерств.
Лариса Никитина