Аграрная реальность

ООО «КФХ «Архангельское»:
нужна правдивая
информация о проблемах села
Сегодня ООО «КФХ «Архангельское» — типичное фермерское сельхозпредприятие в Татарстане, но когда-то оно было известно на всю республику. Жизнь в нем кипела под руководством председателя Евгения Александровича Белоглазова — здесь работали над селекцией КРС и овец, разводили породистых лошадей, строили социальные объекты. В современных непростых экономических условиях остаться на плаву удается далеко не всем, но КФХ «Архангельское» борется с трудностями и добилось лучших в Новошешминском районе показателей по сохранности молодняка КРС. О проблемах сельхозпредприятия и современного села журналу «Аграрная политика» рассказала его директор Татьяна Михайловна Белоглазова.
ООО «КФХ «Архангельское»
в цифрах:
— Татьяна Михайловна, что привело вас в сельское хозяйство и как вы стали главой ООО «КФХ «Архангельское»?
— Я окончила экономический факультет Казанского сельскохозяйственного института, в то время в учебных заведениях можно было получить отличное качественное образование. В 1985 году моего мужа Евгения Александровича Белоглазова, зоотехника по образованию, направили поднимать отстающий колхоз им. М. Горького в селе Слобода Архангельская, в этом хозяйстве он и проработал до 2012 года. Конечно, колхоз реорганизовывался, в 2009 году он стал СПК, а в 2010 году муж организовал ООО «КФХ «Архангельское». Многие колхозы присоединялись к агрохолдингу «Вамин», а муж хотел оставить хозяйство самостоятельным. В 2012 году Евгения Александровича не стало, и возник вопрос: или продавать хозяйство, или кто-то должен его возглавить. Я частично работала в этом хозяйстве 15 лет, и чтобы его сохранить, мне пришлось встать у руля. Моя семья и глава администрации района меня поддержали, и с января 2013 года я являюсь директором ООО «КФХ «Архангельское».

— Что представляет собой предприятие сейчас?
— Сейчас у нас 4500 га сельхозугодий и 3880 га пашни, 1000 голов КРС черно-пестрой породы, из них 400 дойных коров. Есть более 2000 голов овец мясо-шерстной породы, из них 1000 голов — маточное поголовье и молодняк. Кроме того, имеется 80 тяжеловозов местной породы, как мы их называем — полукровки, это крупные выносливые животные. Хозяйство постоянно развивалось до прошлого года, но с падением цен на сельхозпродукцию у нас все встало.
Биографическая справка
Татьяна Михайловна Белоглазова окончила экономический факультет Казанского сельскохозяйственного института. В 1985 году ее мужа Евгения Александровича Белоглазова направили поднимать отстающий колхоз им. М. Горького в селе Слобода Архангельская. В 2009 году колхоз стал СПК, а в 2010 году — ООО «КФХ «Архангельское». В 2012 году Евгения Александровича не стало, и чтобы сохранить хозяйство, Татьяне Михайловне пришлось встать у руля.
— Сколько сейчас сотрудников работает на производстве и есть ли проблемы с кадрами?
— Постоянно работают около 60 сотрудников и 10–15 человек нанимаем на работу в сезон. Основной костяк специалистов остался еще со времен колхоза, это опытные люди в возрасте. Молодежи нет, с хорошими кадрами тяжело, наверное, как и везде. По возможности вместе со специалистами выезжаем на семинары и другие обучающие мероприятия. В основном у нас работают местные жители, но есть и сотрудники из соседних сел. Хозяйства в округе распадаются, люди приходят работать к нам, держатся за свое рабочее место. Многие работают в колхозе, чтобы держать скот, потому что покупать корма дорого, а часть кормов отдается сотрудникам бесплатно. Бывают, конечно, и случаи воровства, но в условиях нехватки кадров зачастую приходится закрывать на это глаза.
Когда муж стал руководителем, за счет предприятия в селе были построены школа, спортзал, клуб. Работники получили 73 квартиры, в которых сейчас живут или пенсионеры, или бюджетники. Я тоже стараюсь помогать селу, оказываю помощь инвалидам, помогаю в организации праздников. Но, к сожалению, сейчас все закрывается: школа осталась только неполная средняя, из двух детских садов теперь работает только один. Население в селе постарело, так как почти вся молодежь уезжает учиться и остается в городе. Я переживаю за поколение, которое интересуют только деньги, но нет никакой уверенности в будущем.
РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН,
НОВОШЕШМИНСКИЙ РАЙОН

Новошешминский муниципальный район расположен в центральной части Республики Татарстан. Климат умеренно-континентальный. Среднегодовое количество атмосферных осадков составляет 510 мм
ПРОБЛЕМЫ АПК
Государство должно быть заинтересовано в развитии сельского хозяйства, в сохранении деревни, фермерских хозяйств. Вместо разрушенных колхозов появились частные фермерские хозяйства, а сейчас идет и их уничтожение. Люди в нашем селе уже не понимают, зачем мы вообще сельским хозяйством занимаемся, если это не нужно государству. Если раньше были уполномоченные, которые видели изнутри жизнь колхоза, то теперь таких людей нет, может быть, поэтому достоверная информация о положении дел в небольших хозяйствах не доходит до правительства? У нас сейчас все отдельно: Минсельхоз, государство и мы со своими проблемами
— Как содержится КРС и какие у вас показатели по молоку?
— У нас хорошее молоко с жирностью 3,8%, надаиваем по 4600 л в год с фуражной коровы. На фермах практикуется привязное зимне-стойловое содержание. Помещения мы отремонтировали при помощи госпрограммы, сами поставили навозоочистители. Казанская компания «ДаМилк-Агро» установила нам линейные молокопроводы АДС Милк, стоимость одного из их нам компенсировали за счет бюджета. Приобрели холодильники — стационарный 5-тонник и два 3-тонника для летней дойки УОЗТ‑2500 «NERENTA». Стараемся не снижать производственные показатели, и если бы не упали цены на продукцию, мы бы вполне нормально жили. Но развитие упирается в финансовый вопрос.

— Какие корма вы заготавливаете для КРС?
— Корма у нас полостью свои, закупаем только предстартеры и ЗЦМ. Выращиваем и фураж, и травы. На лето устраиваем «зеленый конвейер» для выпаса, с осени сеем озимые, потом однолетние травы, позже кормосмесь. Заготавливаем на зиму силос из кукурузы, сенаж (ячмень, овес, горох, вика), сено из люцерны. Для раздачи кормов приобрели кормораздатчик КИС‑9, он нас более чем устраивает. Если бы позволяли финансы, я бы еще один такой купила.

— Какая техника применяется для выращивания кормов?
— В нашем парке есть трактора МТЗ, кормоуборочные и зерноуборочные комбайны «Полесье» и «Дон». Техника изношена, но на обновление парка нет средств. Ремонтируем ее в своих мастерских, а если сами не справляемся, то приходится ездить в Набережные Челны и другие крупные города. Качество обслуживания низкое и гарантии никакой, но в нашем районе нет своего дилера сельхозтехники и сервисного обслуживания, как нет и сельхозхимии.
Татьяна Михайловна Белоглазова
с младшей дочерью Александрой и внуками
— Ваше хозяйство одно из лучших в районе по показателю сохранности молодняка КРС, как удалось достигнуть таких результатов?
— Во-первых, у нас работают опытные телятницы Наталья Павлюк и Наталья Мельникова, которые ухаживают за животными, как за своими. Их добросовестное отношение и опытность — главное в выращивании здорового молодняка. Кроме того, у нас есть грамотный зоотехник и ветврач Алексей Кучинский и ответственный заведующий фермой Сергей Старов. Помещение для телят у нас отремонтированное, с телятами проводятся все плановые ветеринарные мероприятия, но главное — это люди, которые знают и любят животных и ответственно подходят к своей работе.
Мы применяем искусственное осеменение, приобретаем семя в АО Гпп «Элита», но сейчас думаем перейти на краснодарских поставщиков канадской селекции. Отел у нас в основном проходит в осенне-зимний период, родильное отделение и профилакторий расположены в одном здании. Первые 2 недели теленка поят сначала молозивом, а потом молоком той коровы, которая его родила, а через 20 дней телят переводим на качественный ЗЦМ. С первых дней жизни мы обязательно даем им предстартеры, которые способствуют более быстрому развитию желудка, поэтому телятам очень рано предлагается лучшее сено и дробленая смесь зернобобовых. Также у нас используется холодный метод содержания. До месяца телята содержатся в индивидуальных клетках, а потом переводятся в клетки по 8 голов. Теленок не боится холода, только сквозняков и сырости. Кормов у животных всегда в достатке, поэтому привесы у нас хорошие — по 738 граммов. За этот год в хозяйстве родилось 488 телят.
4600 л
годовой надой
с фуражной
коровы

— Есть ли у вас своя переработка и куда реализуете продукцию?
— У нас построен мини молочный завод, которым занимается моя дочь Елена со своим мужем. Сначала все складывалось более чем удачно, но с 2017 года начались проблемы со сбытом, так как натуральные молочные продукты более дорогие, чем фальсификат с использованием растительных или иных добавок, и не выдерживают ценовую конкуренцию. Сейчас на переработку идет только часть производимого молока, а семья дочери закупила новое оборудование в кредит и попала в тяжелое финансовое положение. Остальное молоко отправляем в Казань в ООО «ГК «Канталь». Раньше мы сдавали молоко на Новошешминский завод, но у них возникли проблемы с оплатой. Сейчас вынуждены отдавать молоко, не глядя на конечную цену, лишь бы вовремя платили, а еще лучше авансировали.
Бычков мы продаем в возрасте 4–5 месяцев, а так как наш молодняк здоровый, то он очень востребован у населения, иногда даже резервируют предоплатой. А вот на ягнят мясошерстной породы сейчас упал спрос, хотя овцы нашей селекции скороспелые и без специфического привкуса баранины, который многим не нравится. Люди предпочитают где-нибудь купить ягненка похуже, но дешевле. Со сбытом лошадей проблем тоже нет, проблемы с ценой, так как покупают их в основном перекупщики.

— Татьяна Михайловна, помогают ли вам местные власти решать проблемы?
— Местное руководство поддерживает меня морально, особенно эта поддержка была сильна в первые годы. Если можно было похвалить на совещании, всегда это делали, а если было за что поругать, то с глазу на глаз. Если бы глава района Вячеслав Михайлович Козлов не помогал в самом начале, я бы закрыла хозяйство. Получить кредит нам пытается помочь депутат Айрат Назипович Хайруллин, иначе его взять невозможно, банки неохотно дают нам средства. Айрат Назипович действительно знает о проблемах сельхозпроизводителей изнутри, мы с ним общались на эту тему. Но в одиночку он ничего не может изменить.
ПРОБЛЕМЫ АПК
Продуманной аграрной политики, по моему мнению, у нас просто не существует ни на уровне республики, ни на уровне страны. Нет планирования и обеспечения, а только стихийный рынок. Сельхозпредприятия — просто изгои среди других отраслей, которых бросили выживать. Выживете — хорошо, не выживете — обанкротим, а люди останутся без работы.
— Что вы думаете о перспективах развития вашего хозяйства?
— Сейчас я не хочу даже технику в лизинг брать, потому что не уверена, что смогу расплатиться. Все деньги уходят на ГСМ, зарплаты и налоги, больше ни на что не хватает. Мне казалось, что с каждым годом ситуация будет улучшаться, но в последнее время мы не живем, а выживаем. Признаться честно, уже наступило разочарование, потому что от предприятия должна быть отдача. Причем даже не для личного обогащения, а чтобы была возможность улучшать производственный процесс и интенсивно развиваться. После смерти мужа у меня была одна цель — не дать распасться хозяйству, но в то время предприятие можно было продать, а сейчас я не уверена, что оно вообще кому-то нужно. Никакой помощи от государства на практике нет. Я человек старой закалки, понимаю, что такое сельская жизнь, что людям нужна зарплата. Холдинги интересует только прибыль, им нет дела до развития села, поэтому у нас, например, они просто уничтожают деревни. Выход из этой ситуации есть — нужно доносить до руководства страны правдивую информацию.
Елена Паркани

Возможно, один совет данной статьи
поможет сэкономить вам серьезные ресурсы.

Если у вас оформлена подписка для продолжения чтения введите ваш номер мобильного телефона.


8


Еще не подписчик?

СВЕЖИЙ НОМЕР В ПОДАРОК!