Алексей Мирошниченко:
— В нашем хозяйстве семь тысяч гектаров пашни, на которых мы занимаемся растениеводством: выращиваем зерновые, зернобобовые —рапс, горох, в этом году посеяли лен, пшеницу, ячмень. Кстати, рапсом мы занимаемся уже шестой год, так что технология его производства нам хорошо знакома. В структуре посевов стараемся придерживаться следующей схемы: 25% —рапс, 25% —горох, остальное —пшеница, ячмень. А еще в этом году засеяли на площади 300 га лен.
В беседу включилась глава Омского представительства «Щелково Агрохим» Альбина Коломеец:
— ООО «Нива» сотрудничает с компанией «Щелково Агрохим» более 12 лет, а Алексей работает в хозяйстве 9 лет. До этого он трудился в другом предприятии, но так как любой человек хочет расти, и вдобавок у него иной подход к сельскому хозяйству, а руководитель его не всегда понимал, то он перешел на свое нынешнее место работы.
Алексей Мирошниченко:
— И я совершенно не жалею о том, что решился на этот шаг… Могу сказать, что «Щелково Агрохим» является основным поставщиком средств защиты растений в нашем хозяйстве: его доля составляет 95%.
Семена обрабатываем протравителем Скарлет, на посевах применяем гербициды Дротик, Примадонна, Форвард, Гермес —на горохе, используем также фунгицид Титул Дуо. А вот микроудобрения мы пытаемся внедрить третий год, пробуем, ищем, как ими пользоваться, чтобы получить результат. Но пока до конца не поняли, как все это работает.
Альбина Коломеец:
— Есть люди, которые на 100% убеждены, что наши микроудобрения очень хорошо работают, и поэтому приобретают их для защиты своих посевов. У нас есть такое агрохозяйство, которое 100% своих площадей «накрывает» микроудобрениями производства «Щелково Агрохим»: это и марганец, и бор, и препараты на масличные культуры, на зерновые. Они уже убедились в их эффективности —5 лет применяют.
Алексей Мирошниченко:
— К сожалению, мы еще не до конца сумели обеспечить посевам баланс макроэлементов, а, не сделав этого, слишком рано говорить о микроэлементах. Или, к примеру, Биокомпозит-коррект —у нас нет проблемы с пожнивными остатками, поэтому мы его и не используем. Это скорее касается тех, кто работает по системе No-till…
Постепенно разговор стал переходить на более глобальные проблемы, от которых сегодня уйти невозможно.
Альбина Коломеец:
— Хотелось бы поделиться своими мыслями о логистике и ценовой политике… Получается так, что у наших сельхозпроизводителей самые маленькие доходы по России. То есть прибыль меньше, чем у кого-либо: мы располагаемся далеко и от запада, и от востока нашей страны. Вдобавок находимся в зоне рискованного земледелия.
В прошлом году получили хороший урожай, и вроде бы должно было сложиться все благополучно. Ан-нет —цену «уронили», и все… То есть психологически выиграли, а экономически проиграли. Так что не всегда бывает хорошо, когда получаем большой урожай… И было бы лучше, если бы наше правительство думало, куда сбыть то, что произвели.
Алексей Мирошниченко:
— Да сбыт-то есть, надо, чтобы продумали логистику, чтобы цена на произведенную продукцию была одинаковая —что на юге, что у нас. В прошедшем сезоне на юге области цена на зерно была 9 рублей, а у нас —только 6, потому что транспортные тарифы разные.
Альбина Коломеец:
— Я считаю, что надо экономически грамотно подходить к вопросу решения проблем сельского хозяйства, рассматривать каждый регион отдельно. И, исходя из этого, давать разную поддержку на гектар. Взять ту же Омскую область: в одном регионе уже тепло, в другом —еще заморозки. У нас три зоны: степная —южная, лесостепная —средняя, лесная —северная. Кстати, в северной зоне у нас выращивают лен. И в прошлом году те, кто возделывал эту культуру, выиграли.
Алексей Мирошниченко:
— По цене в прошлом году было так: тонна льна стоила как 3 тонны пшеницы…
Альбина Коломеец:
— Кстати, у нас по области увеличились площади посевов льна и рапса. Во всяком случае, мелкие товаропроизводители уже стали этим заниматься.
Алексей Мирошниченко:
— Потому что структура, в которой зерновые составляют 70–80%, себя не оправдывает —низкая урожайность. А из-за того, что стали появляться технические культуры, становится лучше, так как они разнообразят структуру посевов.
Альбина Коломеец:
— Раньше севооборот разнообразили кормовые культуры, которые выращивались практически в каждом хозяйстве, так как тогда было развито животноводство. А теперь поголовье настолько уменьшилось, что возродить эту отрасль сельского хозяйства в Омской области до уровня советского времени проблематично. Хотя для этого в регионе много что делается. Но мы же считаем экономическую сторону, а это не всегда выгодно, и поэтому очень многие, кто занимается растениеводством, не очень-то стремятся развивать животноводство. Ведь у нас рынок сбыта не такой большой, как, например, в Подмосковье. Во всей Омской области проживает около 2 млн человек, а для возделывания культур имеются огромные площади. Так что для развития животноводства нужны очень большие затраты, а людей не хватает. Те доярки, которые работали в советские времена, уже вышли на пенсию. А молодежь хочет достойной жизни, но в селе ее недостает, вот, все в город и бегут…
Сейчас те, кто работает на селе, живут в городе или имеют городские квартиры. И при таком раскладе не всегда собственник сельхозпредприятия понимает проблему. Он не видит социальных проблем своего работника: нет школы, достойного досуга и т.д. Есть, конечно, люди, которые, работая на сельхозпредприятии, могут себе позволить на машине съездить в город, сходить в концертный зал, посмотреть в музыкальном театре оперу, тем более что Омск —город театральный, с давними традициями…
Алексей Мирошниченко:
— Вот я тоже живу в городе. А шесть лет жил в деревне и, может быть, остался бы там, построил дом. Но расстояния слишком большие: если у меня расстояние от города до работы 100 км, то от сельского дома получалось бы все 150… Но я смотрю в будущее с оптимизмом. Ведь если относиться к жизни иначе, то зачем вообще работать? А кто работает, тот и зарабатывает… Сельское хозяйство —это бизнес: будешь старательно трудиться, нормально вкладывать —будешь хорошо зарабатывать. Ведь можно и в Сибири получать хорошую прибыль за труд на земле. У меня в этом направлении —долгосрочные планы.
Альбина Коломеец:
— Несмотря на свою молодость, Алексей любит землю, любит поле. А это среди молодежи очень редко встречается. И еще надо отдать должное руководителю ООО «Нива» Владимиру Васильевичу Бондаренко, который заботится о молодых специалистах, старается помочь получить новые, передовые знания, прививает им любовь к своей работе. Постоянно направляет на нужные мероприятия, где они многое видят, узнают полезное. Не каждый руководитель на это способен. Сам Владимир Васильевич несколько лет назад побывал в «Дубовицком» на Дне поля и поэтому знает, насколько полезно его специалистам увидеть воочию методы работы щелковского хозяйства. Как только я ему позвонила, он тут же отправил сюда Алексея Мирошниченко, несмотря на разгар полевых работ, потому что знает, насколько эта поездка будет полезна агроному. Так руководитель учит своих специалистов правильно, грамотно работать. Конечно же, это все идет на благо его предприятия, но в то же время он знает, что освоение нового поможет агрономам не только в их работе, но и даст им ощущение правильности выбранного жизненного пути.
Алексей Мирошниченко:
— Конечно, Владимир Васильевич отпускает нас, когда есть замена. Вот, в прошлом году мы побывали в Ростове в это же время, нынче у нас —«Дубовицкое». А через неделю в Кемерово должны поехать…
Альбина Коломеец:
— Сам Владимир Бондаренко на месте не сидит и других отправляет на мероприятия, на учебу… ООО «Нива» —одно из прогрессивных хозяйств. Я впервые встречаю такого руководителя, который так серьезно относится к своей работе. Когда он съездил с нами на конференцию на Кубу и пообщался там с другими клиентами, в его представлении мир перевернулся… Сейчас я с гордостью могу сказать, что хозяйство Бондаренко уверенными шагами идет вперед: приобретаются передовая техника, новые семена, внедряются современные агротехнологии. Люди работают с душой, премии увеличиваются: создайте человеку условия, платите достойную зарплату, и он будет трудиться с удовольствием. Коллектив стабильный, а когда нет текучки кадров, тогда и результат работы соответствующий.
У нас в Омской области всего (вместе с кормовыми и парами) 4 млн га пашни, а под культурными посевами —2 млн 300 тыс. га земли. И сельское хозяйство в регионе на подъеме: развиваются мелкие, средние и крупные растениеводческие предприятия. Многие ездят отдыхать за границу. В общем, кто работает, серьезно занимается сельским хозяйством, у того и уровень жизни высокий.
Алексей Мирошниченко:
— Хочу сказать, что в нашем хозяйстве всю работу выполняют 30 человек. В прошлом году приобрели два КАМаза, четыре прицепа, комбайн, два опрыскивателя —John Deere и «Туман». Построили хорошую зерносушилку.
Альбина Коломеец:
— Да, я вижу, что они развиваются. Есть, конечно, предприятия, которые достигли определенного момента и остановились в своем развитии. Причины разные. Например, у одного хозяйства 4 года назад был неурожай, получилась огромная «дыра» в бюджете, после этого оно долго приходило в себя и до сих пор не может отойти. А в прошлом годуопять у них «порвало» на 20 млн рублей… Есть хозяйства, которые посильнее, но должна еще присутствовать при всем «госпожа удача». К примеру, прошел в одном месте град, а рядом ничего не тронул. Получается, кому-то повезло, а кому-то —нет.
Алексей Мирошниченко:
— Я в очередной раз убедился в том, что можно получать достойные урожаи и в экстремальных условиях. И, видимо, даже хорошо, что я попал в «Дубовицкое» в такое время, когда именно в таких условиях люди добиваются неплохих результатов. Конечно, после увиденного здесь мыслей в голове очень много, но нам еще до такого уровня идти и идти. Правда, мы стараемся работать правильно, и стремление к этому есть. Мне больше всего в «Дубовицком» понравилась культура земледелия, которая здесь на очень высоком уровне. Такое я видел только в Краснодарском крае. Нет ничего лишнего, и видно, что люди за этим следят. Это бросается в глаза в первую очередь.
Интересно было посмотреть на посевы сои: несмотря на засуху, она выглядит неплохо. Сахарная свекла тоже привлекла внимание, хоть это и не наша культура —пригодится для общего развития. Гречиха очень понравилась, и ее сегодняшнее «как бы зачаточное» состояние —весьма обманчиво. Я ведь это хорошо знаю —выращивал ее и поэтому понимаю все тонкости работы с ней. Думаю, эта поездка в «Дубовицкое» для меня была очень полезной: есть над чем работать, есть к чему стремиться.
www.betaren.ru