Московская область
ЗАО «Совхоз им. Ленина»: опыт работы с роботизированным доильным оборудованием
ЗАО «Совхоз им. Ленина» входит в 300 лучших хозяйств России и в тройку лидеров в Московской области по надою на фуражную корову. Предприятие одним из первых в регионе ввело добровольное роботизированное доение, установив на своей ферме роботов Lely Astronaut 4.

Из материала вы узнаете:

  • Сколько коров может эффективно обслужить доильный робот.
  • Какое влияние оказывает роботизированное доение на продуктивность стада.
  • Как в хозяйстве определяют эффективность пищевых добавок для животных, какие продукты показали лучший результат.
  • С помощью какого оборудования можно обеспечить дополнительные темпы роста телят.

Московская область,
Ленинский район

Климат Московской области умеренно континентальный. Сезонность четко выражена. Среднегодовое количество осадков составляет 540–650 мм (с колебаниями от 270 до 900 мм)

СПРАВКА
Предприятие ведет свою историю с 10 ноября 1918 года, когда произошла регистрация в Московском областном земельном отделе совхоза «Орешковский хутор». В 1928 году он был переименован в совхоз имени Ленина. На сегодняшний день предприятие является крупнейшим производителем земляники в России, имеет отделение животноводства, выращивает картофель, овощи, ягоды и фрукты, саженцы, производит соки и даже питьевую воду.
Данила Дмитриевич Козлов, заместитель директора по животноводству ЗАО «Совхоз им. Ленина»
ЗАО «Совхоз им. Ленина» входит в 300 лучших сельхозпредприятий России и в тройку лидеров в Московской области по надою на фуражную корову. Его история как садоводческого хозяйства началась в 1918 году, с этого времени предприятие расширяло линейку своей продукции, и на сегодняшний день является многопрофильным. Сохраняя лидирующие позиции по производству земляники и садоводству, хозяйство активно развивает и молочное животноводство. Совхоз им. Ленина одним из первых в Московской области ввел добровольное роботизированное доение, установив на своей ферме роботов Lely Astronaut 4. О том, как изменилась продуктивность стада, какие дополнительные возможности дает этот высокотехнологичный способ доения и какие задачи стоят перед предприятием, журналу «Аграрная политика» рассказал заместитель директора по животноводству ЗАО «Совхоз им. Ленина» Данила Дмитриевич Козлов.

— Данила Дмитриевич, расскажите, как руководство предприятия пришло к решению внедрить добровольное доение?

— Совхоз достаточно давно занимается молочным скотоводством, но еще три года назад мы доили одну часть стада на привязи, а другую —на небольшом доильном зале, то есть пробовали совершенно разные технологии. Сейчас мы доим всех коров на роботах Lely и на привязи животных уже не держим. В результате в 2018 году продуктивность составила 10885 кг молока на фуражную корову, а это на 1180 кг больше, чем в прошлом году. Я считаю, что такое увеличение обеспечено не только развитием технологий кормопроизводства, но и оборудованием, которое изменило не только сам процесс доения, но и концепцию отношения к животным. Робот —это не просто автоматизация доения, но и огромная база данных, с помощью которой можно диагностировать болезни и отклонения, вести учет ежедневных доек, жирности молока, соматики, белка, мастита и т. д. Поэтому мы считаем, что за роботами —будущее.

— С помощью каких программ собираются эти данные?

— Мы работаем с программой, которая прилагается к роботам Lely и называется Т4С (Тime for Сows). Это та самая база данных, которая создается за счет информации, поступающей с роботов при доении, и она уже близка к программе управления стадом. Однако на данный момент мы ее совмещаем с системой «Селэкс», в которой ведем племенную работу и учет жизнедеятельности животных.

— Сколько КРС сейчас содержится в хозяйстве и какой породы?

— В целом у нас небольшая ферма —1100 КРС, из которых 500 —фуражные коровы. Мы считаем такое поголовье оптимальным, так как издержки и логистика остаются умеренными, а в окрестностях фермы не создается угрозы экологии.

Все наши животные черно-пестрой породы и рождены на совхозной ферме, мы не закупали скот, но уже давно занимаемся его голштинизацией. На сегодняшний день она достигла более 80%. Поэтому рост продуктивности в том числе обусловлен и тем, что мы достаточно давно работаем с достоянием мировой селекции, покупаем семя зарубежных производителей. Передавая из поколения в поколение лучшие признаки породы, наш селекционер добился того, что по сути российская корова дает 11 т молока в год, хотя не так давно эта цифра была всего5 тонн.

— С какими компаниями вы работаете в плане селекции и применяете ли при осеменении синхронизацию?

— Мы работали с разными компаниями, сейчас сотрудничаем в этом направлении с WWS и ABS. Синхронизацию мы не применяем, коров осеменяем по датчикам на роботах, при этом экономим на гормонах и сохраняем здоровье животных.
— Сколько коров на вашей ферме приходится на одного робота?

— Мы покупали роботов в расчете на растущее стадо, и сразу не могли загрузить их по максимуму. Ферма до сих пор растет, чтобы выйти на максимальную производительность. Сегодня на одного робота приходится 52 коровы и порядка 20% свободного времени при минимуме 10%, то есть мы можем увеличить количество коров на каждого робота. Но нужно понимать, что отелы —это несколько волнообразное явление, и всегда нужно иметь некий запас. Например, летом случилась большая волна отелов, и если бы не было дополнительного свободного времени на роботах, то пришлось бы нанимать доярок, а мы не хотим этого делать. Поэтому производительность робота —очень специфический вопрос, который зависит от многих факторов. Робот может обслужить и 70, и 75 и даже 100 животных, только возникает вопрос: сколько молока такое животное будет давать? Одно дело подоить нашу корову с продуктивностью 35 л, и совсем другое —животное с продуктивностью 12 л. В этом году мы со специалистами провели две недели на одной из ферм в Германии, там на роботе Lely А4 держат 50 коров при продуктивности 13 600 л на фуражную корову —это их решение в абсолютно четких условиях фермы, ее размеров и качества скота, но, согласитесь, результат фантастический.
Сейчас наше дойное стадо находится на одной ферме, состоящей из двух модулей, в каждом помещении установлено по 4 робота, а всего на ферме их 8.

— Как определить, сколько нужно роботов на имеющееся стадо?

— Такой расчет можно сделать по калькулятору Lely, где можно внести реальные параметры стада и получить количество необходимых роботов. При этом нужно учитывать довольно много факторов: от производительности коровы и скорости ее молокоотдачи до наличия мастита в стаде, или животных, требующих отделения молока (например, из-за антибиотика) и более долгой промывки после их доения.

— Как проходило приучение коров к роботам у вас на ферме?

— У нас были и нетели, и коровы. С последними процесс происходил довольно просто, нам требовалась в среднем неделя для запуска одного робота. На этом этапе у нас работали в две смены по 12 часов два человека: специалист и скотник на подгон. Четыре робота запускались месяц. Таким образом мы запустили два модуля. С нетелями было чуть сложнее, но в целом хватало двух-трех дней под небольшим присмотром, чтобы животное начало само ходить на дойку.
— Как вы подбирали персонал для работы на роботизированной ферме?

— У нас уже были сотрудники, и моя задача заключалась в том, чтобы оптимизировать штат, сократить численность и оставить лучших. Штат уменьшился примерно на 30%, однако квалификация сотрудников выросла. Мы стараемся повышать ее постоянно, например, специалиста, занимающегося воспроизводством, посылали на обучение в Англию. Недавно посетили конференцию компании ABS в Сочи. Мы также открыты для сотрудничества со своими коллегами, делимся опытом и часто принимаем делегации.

Для персонала мы создаем социально удобные условия, комфортные рабочие места, достойную заработную плату (в 2018 году средняя заработная плата составляла 82 тыс. руб.), но вместе с этим требуем определенного уровня квалификации, необходимого для эффективной работы производства. Полный штат сотрудников, обслуживающих ферму, включая меня, сейчас составляет 18 человек. Это неплохо для нашей страны, но еще есть к чему стремиться.
Кормление поголовья
— Какие корма входят в рацион коров и сами ли вы их производите?

— Мы производим основные корма —кукурузный силос, сенаж нескольких видов (из злаковых травосмесей и люцерны), пшеницу, которую дробим и закладываем в траншеи для консервации. Закупаем ячмень, подсолнечный жмых, обработанный соевый жмых «Белкофф» из Краснодара, небольшое количество кондитерских отходов и гранулированный комбикорм для выкармливания на роботе.

В целом уровень нашего кормопроизводства довольно высокий. В этом году наш силос вошел в 20-ку лучших кукурузных силосов России, а за сенаж ржи мы получили третье место. У нас и раньше были хорошие корма, но таких результатов мы добились впервые. Я считаю, что наш кукурузный силос 2019 года из собственного сырья вполне конкурентоспособен даже в Европе, и на нем мы планируем еще больше повысить продуктивность животных.
— Даете ли вы своим коровам добавки для увеличения надоев или улучшения качества молока?

— Мы даем коровам сорбент микотоксинов Ветохиттм производства ПитерБио. Вводим в рацион защищенный жир по 150 г на голову. Сейчас у нас проводится большой опыт по применению премиксов двух компаний, при этом мы исследуем у коров кровь и другие показатели. Одна половина стада получает премиксы компании Schaumann, которые уже включают в себя некоторые виды добавок. Вторая половина получает премикс, просчитанный под наших животных, включающий некоторые виды фитобиотиков и другие общеукрепляющие добавки компании «АПК-инвест» (Белгород).

Я считаю, что развитие кормовых добавок и вообще технологий кормления идет очень быстро. Мы стараемся быть в тренде, но очень много времени уходит на опыты по сравнению добавок. Приходится выяснять, эффективны ли они вообще, потому что заявленные производителем показатели не всегда соответствует действительности. Когда я вижу на этикетке обещания увеличить продуктивность скота на 2 л, я не понимаю, как можно гарантировать успех, не зная, о каких животных вообще идет речь, какие надои у коров —10 или 30 л. Мне не нравится работать со специалистами, которые необоснованно рекламируют свой продукт. Моя методика —это работа с добавками, которые я могу и хочу проверить на своих коровах. И не могу сказать, что у меня много положительной статистики в этом вопросе, в большинстве случаев я не вижу эффекта от добавок, а тратить деньги на удорожание рациона я не считаю нужным.

Сейчас мы сотрудничаем с двумя компаниями, возможно, в будущем будем пробовать работать еще с кем-то, или вернемся к спорному опыту с компанией Phytobiotics, потому что с их продуктом в целом результат был несколько противоречивый, но положительный (мы покупали его для контроля уровня мочевины, а эффект увидели в продуктивности). У нас сейчас есть преимущество в осуществлении таких опытов: роботы позволяют собирать всю статистику до и после применения добавки по любой корове. Мы можем поделить стадо на две группы и с минимальными трудозатратами сравнить результаты по каждой из них. Это еще один плюс использования роботизированного доения.
Реализация продукции
— Какое охладительное оборудование вы используете и молоко какого качества производите?

— Мы используем охладительное оборудование фирмы Packo. За всю историю совхоза мы никогда не сдавали молоко ниже высшего сорта, а сегодня наш сорт называется экстра, потому что молочный завод мотивирует нас производить молоко с повышенными требованиями к качеству. Их достаточно много: это более высокие требования по соматике, бактериальной обсемененности, группе чистоты и т. д. Причем мы обязательно должны выполнить все требования, в противном случае сразу лишимся наценки за сортность. В данный момент у нас таких проблем нет, и мы легко выдерживаем эти требования, так как наша технология позволяет стабильно держать высокую планку качества.

— Какие преимущества дает производство высококачественного молока?

— В 2018 году цена на молоко была достаточно низкая, но качество нашего сырья позволяло не только сдавать его на завод дороже, чем соседям, но и одновременно работать с мелким оптовым бизнесом —сыроварнями, которых сейчас довольно много открывается в Москве. У них требования к качеству еще выше, чем у молзавода, но наше молоко им соответствует, и я вижу растущий спрос на нашу продукцию.

— Вы сдаете 100% сырья на молзавод или есть еще собственная переработка?

— Несколько месяцев назад мы запустили собственную переработку, объёмы пока небольшие —около 7,5 т молока в неделю, но думаю, что в дальнейшем это направление будет весьма интересным. Мы выпускаем полутвердый сыр (вроде голландской Гауды) и невыдержанный свежий сыр с коротким сроком хранения. Свежий сыр быстро производится и сразу поступает в продажу, а главное —он очень понравился покупателям. Вполне возможно, что со временем мы будем расширять ассортимент.

— Как вы реализуете собственную продукцию?

— На данный момент у нас есть один совхозный магазин в поселке, через который мы реализуем свою продукцию, но это только начало. Я думаю, в будущем можно будет говорить о более серьезных объемах продаж.
Содержание животных
— В каких помещениях содержатся ваши животные?

— Коровники с роботами у нас новые, а остальные помещения старые. Новый коровник —бетонный со шторами из поликарбоната, такая конструкция летом позволяет, дополняя вентиляторы, максимально проветривать помещение. Для этого открываются все двери с торцов и половина высоты стены, которая зимой закрыта подвижной шторой, создавая отличный микроклимат внутри коровника.

— Каким образом удаляется навоз в помещениях и что используется в качестве подстилки в местах отдыха животных?

— В помещениях с роботами навоз удаляется скреперами, а в старых телятниках используем трактор МТЗ со скребком. Для мест отдыха коров мы используем маты, на которые кладем небольшое количество сепарированного сухого навоза (отжимок).

— Вы утилизируете таким образом навоз?

— На подстилку идет только часть навоза. У нас есть два сепаратора для отделения у навоза жидкой фракции, а сухую мы используем в качестве подстилки. Применять эту технику мы начали почти 10 лет назад. Остальной навоз замешиваем с помето-опилочной смесью, получаемой с птицефабрики. Смесь представляет собой довольно сухую фракцию помета, смешанную с опилками. Она закладывается в бурты вперемешку с навозом КРС, который достаточно жидкий. Далее смесь компостируется, и в итоге получается сухое органическое удобрение, которое более питательное, чем то, что сделано только из навоза КРС.
— Как в вашем хозяйстве выращиваются телята?

— Для содержания молодняка мы используем неотапливаемый телятник, но за счет того, что животные содержатся в одном помещении, там, как правило, достаточно тепло. Первые 10 дней держим телят в индивидуальных клетках, затем переводим в групповые секции на соломе. Кормим молодняк ЗЦМ, так как собственное молоко дорогое, а некондиции у нас мало. Днем для выпойки телят используем молочное такси, а в вечернее и ночное время станцию кормления Lely. Она появилась у нас недавно и пока работает в полутестовом режиме. Например, если человек выпаивает теленку 6 л, то на станции теленок выпивает еще 2 л, а это позволяет обеспечить дополнительные темпы роста без увеличения трудозатрат или штата. Так как мы сами выращиваем телок, то пока не готовы полностью отказаться от контроля их питания человеком, но от станции мы получаем определенную информацию о телятах. Мы стараемся совершенствоваться в подборе ЗЦМ и комбикорма.

В прошлом году на ферме сложилась не очень хорошая ветеринарная обстановка. Сначала была проблема с инфекционным ринотрахеитом, который мы победили, а в конце года случилась вирусная диарея, все это отразилось на сохранности телят. Отход телят в 2018 году составил 8%, поэтому не могу назвать наши результаты сохранности телят удачными.

— Как у вас устроена ветеринарная служба?

— У нас нет в штате должности ветеринарного врача, а есть два сотрудника, задачи которых довольно широки. Они занимаются как отгрузкой молока и оформлением документов, так и лечением животных, проведением вакцинаций, ведением зоотехнической базы и подбором быков, то есть это специалисты широкого профиля, компетентные люди, которые разбираются во многих вопросах. Мы следим за изменениями в ветеринарии, стараемся следовать за развитием технологий этого направления, поэтому консультируемся у фирм, которые продают ветпрепарты. Сейчас это быстроразвивающийся сегмент, и многие компании помогают нам улучшить имеющиеся навыки и предлагают что-то свое.
Главное на ферме — менеджмент
Данила Дмитриевич Козлов, заместитель директора по животноводству ЗАО «Совхоз им. Ленина»
— Что, на ваш взгляд, имеет определяющее значение в успешном развитии фермы?

— Главный фактор развития молочной фермы —это менеджмент. Если нет грамотного управления, а у сотрудников имеется какая-то вторичная мотивация (например, получение откатов), или люди работают в таком режиме, что устают физически, погрязли в рутине и потеряли интерес к работе, то никакого развития не будет. Поэтому я считаю, что самое важное —это менеджмент. Второй фактор —это персонал, как говорится, кадры решают все. Можно иметь прекрасное оборудование, но без людей оно не даст того результата, который может быть.

— Данила Дмитриевич, расскажите о планах по дальнейшему развитию предприятия.

— Наша первоочередная цель —выйти на четыре лактации. Пока мы еще не можем перейти за три, но я считаю этот показатель вполне достижимым. На ферме в Германии, которую мы посещали, доят почти 14 т молока на фуражную корову при четырех лактациях. Так что есть к чему стремиться.
— Как вы собираетесь этого добиваться?

— Работать, пробовать новое, улучшать качество кормов, совершенствовать методы диагностики и лечения. Ничего революционного для достижения четырех лактаций мы делать не будем, но на данный момент у нас есть потенциал к росту и нет причин, которые могли бы помешать выйти на этот показатель. Возможно, мы придем к этому не очень быстро, потребуется время, чтобы вырастить поколение скота с лучшими характеристиками. Выращивая животное на определенном корме, его уже можно сделать более здоровым.

Мы не гонимся за сверхнадоями, их, конечно, можно еще поднять за счет комбикормов, но это сразу отразится на продолжительности производственной жизни коровы, что неконструктивно, так как мы в первую очередь занимаемся экономически выгодным сельским хозяйством, а не простым достижением высоких показателей. Например, недавно я был в хозяйстве из Пермского края, где на 22 л молока с коровы тратят 10 кг концентрированных кормов, а у нас на ферме на 35 л —11 кг. Согласитесь, у меня больше шансов получить здоровых животных с большей пожизненной продуктивностью и еще продать от этих коров потомство в виде нетелей.

Кроме этого, сейчас мы интересуемся технологией пересадки эмбрионов. Считаю, что этот интенсивный способ —технология будущего в воспроизводстве молочного скотоводства.
Елена Паркани

Возможно, один совет данной статьи
поможет сэкономить вам серьезные ресурсы.

Если у вас оформлена подписка для продолжения чтения введите ваш номер мобильного телефона.


8


Еще не подписчик?

СВЕЖИЙ НОМЕР В ПОДАРОК!